Recent Galleries

Travels

Germany. Munich

February 4, 2017

Бавария-это большая территория, когда-то бывшая королевством, и не так уж давно присоединившаяся к Германии. Поэтому жители этой части Германии называют себя не немцами, а баварцами, другой нацией, просьба не путать. Да они и по ментальности изрядно отличаются от Пруссии, будучи в душе потомственными крестьянами.

Германия. Мюнхен

Фотофильм  в mp4:  

Мюнхен.mp4


       Мюнхен-столица Баварии. Бавария-столица пива. После 4хдневного пребывания в столице пива к моменту отлета в родной  Фатерлянд на наших лицах  была светлая фильтрованная грусть и что-то темное нефильтрованное пухлое под глазами.  Организм, которому вот уже столько времени обещали здоровый образ жизни, каждый вечер не верил, что в него может влезть столько пива, но потом обреченно сдавался, и  только наутро злорадно некрасиво напухал мои глаза.
Бавария-это большая территория, когда-то бывшая королевством, и не так уж давно присоединившаяся к Германии. Поэтому жители этой части Германии называют себя не немцами, а баварцами, другой нацией, просьба не путать. Да они и по  ментальности изрядно отличаются от Пруссии,  будучи в душе потомственными  крестьянами.
Майские шесты в поселках, любовно оберегаемые столько веков, крестьянской консерватизм, упорно охраняющий законы многовековой давности,  размеренный образ жизни, даже в крупных городах,  анекдоты про Прусских немцев…  В своих смешных штанишках, те, кто особо чтит традиции, в  шапочках, с кружками пива, так их можно увидеть в местных пивных ресторанах, многие из которых  которые ведут свою историю сотни лет!  Один из самых старых- с 1300 с чем-то там года! Вот это я  понимаю, семейный бизнес. Только детей их жалко -сынок, каким художником? С ума сошел? А-ну бегом сусло делать!  Могу только представить, сколько потомков ненавидели этот фамильный бизнес…

В Мюнхене очень чистая вода, артезианская, альпийская. Поэтому ее можно не только пить из под крана,  И мюнхенцы не кипятят ее даже для кормления младенцев!
И, конечно, качество их знаменитого пива напрямую зависит от качества воды.  Но так было не всегда. В давние времена пиво варили все, кому не лень, и  процесс без санэпидемстанций и служб за контролем качества шел довольно бойко,  но репутация пива в отдельных местах начинала страдать. И тогда в 1516 г власти издали “Баварский закон о чистоте пива”.   Райнхайтсгебот – закон, регламентирующий производство пива в Германии. Согласно исходному тексту документа, для производства пива должны использоваться только три ингредиента: вода, ячмень, хмель. 

Много лавочек закрылись и разорилось, не в состоянии держать марку, но те, кто не мухлевали,  остались на плаву, подняв гордое звание баварского пива на невиданную высоту!

Площадь Карлплац, которая была названа в честь короля, сделавшего многое для страны… ее старожилы упорно называют в честь горького пьяницы, который глубоко почитал местное пиво. В отличие от короля Карла, который однажды изрядно протупил, сказав, что Рейнское вино тоже очень даже ничего, чем вызвал благоговейный ужас баварцев,  и их сильную нелюбовь.

Мораль- будь проще и к тебе потянутся люди! Ну, и пиво конечно, пиво…!
Пивные Кружки с крышками-еще один креатив баварских крестьян. Дело в том,  что, когда началось производство пива в больших масштабах, а народ все больше и плотнее приобщался  к духовным скрепам, особенно в воскресенье после церкви, тогда возник вопрос как хранить пиво. Как – в бочках, а чем же еще?  Но бочки отсыревали, пиво портилось. И тогда заметили, что пивные подвалы, возле которых растут каштаны, не отсыревают. Поставили научный эксперимент, выяснили, что каштаны могут корнями осушать почву настолько, чтобы бочки в подвалах оставались сухими.  Так и возникли пивные каштановые сады,  которые окружали пивные погребки. Они  и называются- Biergarden.  Средневековый бюргер,  лениво попивая  пиво в тени каштановых деревьев, был очень раздосадован падающими в кружку каштанами. Пересесть в другое место было, видимо, лениво,  И вот он креатив- кружки стали закрывать коваными крышками!  За креативом потянулись мода, и эстеты украшали свои кружки и крышки как могли, и резьбой, и рисунками…

Так через пищу материальную баварские крестьяне переходили к пище духовной, и ниче так преуспели, глядя на Мюнхен сегодня.  Видимо, у нас где-то последовательность нарушена. То ли  каштанов было мало, то ли пиво с добавками. Вот  процесс эволюции и затормозился.
Один из самых известных пивных ресторанов – …Хофбройхаус, открыт с 1589 года.

Справка из инета-

          В разные годы ресторан Хофбройхаус посещали известные политические и культурные деятели, такие как Вольфганг Амадей Моцарт, Елизавета Баварская, Владимир Ленин с супругой Надеждой Крупской, Адольф Гитлер, Джон Кеннеди.

После посещения этой пивной Моцарт написал оперу «Идоменей, царь Критский».

Во время первой мировой войны Ленин жил в Мюнхене и любил захаживать в это питейное заведение.

В 1920 году Адольф Гитлер и национал-социалисты провели свое первое заседание на третьем этаже ресторана. Позже нацисты облюбовали этот ресторан и проводили тут торжества, а Гитлер 24 февраля 1920 года провозгласил здесь «Программу 25 пунктов».

Большой достопримечательностью Придворной Пивоварни являются всемирно известные сейфы для пивных кружек. Эти особенные, скованные из железа и закрывающиеся на замок, ячейки, в которые входит до 424 пивных кружек, были изготовлены еще в 1970 году по многочисленным заказам постоянных клиентов. Многие люди хотят иметь место в таком сейфе, но места в сейфе передаются только из поколения в поколение!

(картинка из интернета)

Ресторан на более чем 3000 (!) посадочных мест. Ну, т.е., если вы соберетесь сходить 3000-ной компашкой пивка попить, самое то место. И всех рассадят, и на всех хватит.  По ресторану порхают гретхены в национальных костюмах с корзинками, раздают всем брензели, это крендель такой вкусный. Сладкий, сдобный, сверху посыпанный специальной солью, рыхлой и не очень соленой. В общем,  если  зазеваться, можно и корзину брензелей под пиво да разговор умять.  Хотя насчет разговора я погрячилась, там стоит шум да гам, ничего не слышно, да еще оркестр играет баварские песни.  Женщины в фартуках в горошек  на скрипке да на трубе, красота! :)  Такой колорит!  А через каждые пол-часа все встают и выкрикивают какую-то речевку, что-то типа “Слава Украине!”,  чокаются, и пьют дальше.

А кто хочет совсем оторваться, есть плавучие ресторанчики. Берешь плот. На двоих! С оркестром, ясно дело.  И оркестр играет для тебя, и только для тебя любимого, пока ты за столиком вдвоем пиво попиваешь, спускаясь по реке на плоту вдоль достопримечательностей… Ух!  Я думаю, это именно то, что нужно успеть сделать в своей жизни, сразу после дерева, книги и сына. Ну или до.

Одно из самых известных баварских блюд – белые телячьи сосиски.

Как не-ценитель сосисок вообще, признаю – это одно из самых важных достижений современной цивилизации. Притом, консервированные не канают. Только натуральные, в горшочках, в которых куча травы-зелени внутри, и подается со специальной сладкой горчицей, придуманной для этого блюда.  В сочетании с местным пивом стоят по  значимости для человечества  где-то между  изобретением телевизора и  полетом в космос.  А в обрамлении местного баварского колорита да оркестра, так и вообще обгоняют открытие ядерного синтеза. Ну чё вам с того синтеза?  А с сосисок?  Вот и я говорю!

(картинка из интернета)

Оххх…  зря я ее нашла в конце дня на работе….

            Кстати, о новых технологиях.

         В Мюнхене есть огромадный стадион, на 75 000 человек,  который для своего освещения использует энергию ВЕТРА!  (это по словам гида)

А вот информация из Википедии-

Фасад и крыша состоят из 2760 подушек, которые надуваются сухим воздухом,. толщина этилфлуорэтилена, из которого состоят подушки — 0,2 мм. Каждая подушка в отдельности может освещаться красным, синим и белым цветами и их оттенками. Когда на стадионе свой матч проводит одна из домашних команд, он освещается её цветом (для «Баварии» это красный, для «Мюнхена 1860» — синий), а если на арене играет играет сборная Германии, то подушки освещаются белым. Стоимость освещения составляет приблизительно 50 € в час. Это освещение настолько сильное, что ясными ночами «Альянц Арену» хорошо видно с вершин австрийских гор, то есть с расстояния примерно в 75 км.

(картинки из инета)

Вообще-то немцы, они удивительные люди.  После Второй Мировой, когда Мюнхен был практически весь в руинах, остро встал вопрос о том, куда и как и на чем вывозить мусор. Руины, обломки, все, во что превратился город после массированных бомбежек. Нет ни денег, ни транспорта, ни места.  И придумали!  Они перетянули весь мусор к стадиону. И сделали большие холмы. Засыпали землей, покрыли дерном, цветы, деревья.  Вот и новый парк на холмах!  А еще место для тренировок разных видов спорта!

Несколько фактов –

         Страховая медицина в Германии существует 150 лет, ее ввел Бисмарк. 150 лет назад.

Вдумайтесь. Страховая медицина.  Принцип – богатые и здоровые платят за бедных и больных.  Так же и налоги. Налоги в Германии очень высокие, до 60%, конечно, в зависимости от твоего дохода. Но немцы готовы их платить, уровень самосознания весьма на уровне  т.к. они хотят сохранить тот высокий уровень жизни и соц.защищенности. Видимо, понимают, что от тюрьмы и от сумы не зарекайся. Вот тогда тебе и понадобится помощь государства. Такой социализм имеет ряд проблем с другой стороны медали, но в целом это страна-защитник своих граждан.

Кстати, пенсия у них с 67 лет.

Мое ощущение  от  места.  Цветочки, запах дезсредства в общественных местах, на улицах,  довольно приятный такой запах,  кстати, одинаковый во всей Европе, почему-то.

Много цветов и зелени, несмотря на зиму. Вереск, плющ,  клумбы с  можжевельниками, все что может радовать глаз зимой.  Кованые фонари и вазоны подвешенные с цветами на них. Красиво!

Много велосипедов,  не ДО ФИГА, как в Амстердаме, но весьма много. Как и в других странах большинство стоят просто на улицах, не пристегнутые, их никто не крадет. Для нашего человека это нонсенс, увы.

Красивым сделано все, что может быть сделанным красивым. Даже на работающем на стройке башенном кране черт-те где НАВЕРХУ – большая нарядная елка с огоньками. Ну, чтоб работалось работнику веселей. Не удивлюсь, если у него там бар встроенный и джакузи.

Мюнхен – столица и центр БМВ. У них огромные здания и музей БМВ, баварцы этим очень гордятся, и есть чем.

Все вокруг сделано для вашего удобства, и это тааак приятно.

Например, в аэропорту есть зона для курения. Стеклянная территория размером с крупное кафе. Внутри полумрак, большой электрический камин, много мягких диванов, кресел, столики, бар, тихая музыка, хорошая вентиляция. Хочешь, сиди с ноутбуком, купи, пей, общайся. Атмосфера супер, эдакая изоляция от внешнего мира.  Не курю, но захотелось.

А вот другой способ изоляции внутри огромного живущего движением аэропорта – зона с креслами для аутистов. Высокие такие кресла, как цилиндры с прорезью. Там внутри подсветка локальная,  можно с ноутом работать, и чувствовать себя спрятанным от всего мира.

А еще там повсюду по аэропорту расположены  кабинки для отдыха, работы и сна!

Такая себе  гостиница – капсула.

(картинка из интернета)

Одно из известных мест –  Мариенплац (площадь девы Марии) и городская ратуша с колонной, которая имеет  забавную историю. История доказывает, что никогда нельзя идти на поводу у большинства. Делай, как тебе нравится, потом это  станет самым  известным,  потому что отличается от остального.

Вкратце – история в моей художественной обработке

            Европа, средние века, чума выкосила уже почти 2/3 населения города. Надо с этим что-то делать. А что можно с этим делать в средние века? Пральна, ничего, кроме как подлизываться к деве Марии , покровительнице города, чтобы всех защитила. Горожане собрались на центральной площади  и решили построить рядом с ратушей высоченные башни (по началу вообще замахнулись на собор, но потом деньги посчитали), которые решили посвятить дорогой деве Марии в обмен на ее покровительство и избавление от чумы.  Деньги скребли всем миром,  строили долго.  Собор не потянули, остановились на 2-х башнях, типа дева Мария невредная, ей и так понравится.  Потом так же долго скребли деньги на купола, купола жуть дорогие, ехать надо к итальянским мастерам.  Пока то да се,  делегация приехала, по дороге, понятно, часть денег испарилась на нужды командировочных, и просит делегация отлить  им купола в готическом стиле для 2-х башен.  А итальянцы им и отвечают, что, дескать, не в тренде вы,  щаз купола готические никто уже давно не льет,  форм уже нет,  можем только  в восточном стиле, круглые,  с бубочкой сверху.  Делегация  офигела,  но назад дороги нет. Горожане не поймут-с, да и деньги уже частично освоены….   И принимают решение на свой страх и риск.

И вот, к моменту снятия покров с куполов собрался весь город.

Покрова сняли. Гробовая тишина. Пауза.

Делегация замерла, ожидая насильственной смерти от рук рассвирипевших горожан, что не в тренде..

А горожане… Горожане замерли с открытыми ртами. И потом рванули прятаться кто куда по подвалам,  уверенные что сейчас-то дева Мария  точно всех их прибьет за надругательство. Посидели-посидели, стали выбираться. Вроде живы, молний нет.

– А может, ей нравится так, предположили саме смелые? Делегация обрадованно подхватила  – конечно, нравится, гляньте, зашибись ведь смотрится!  Деваться некуда,

Дева Мария же подтвердила, да, зашибись смотрится. Та лишь бы ей нравилось, подумали горожане, все еще с опаской перемещаясь по площади.

И чтоб на всяк случай перестраховаться,  приняли указ, по которому никто и никогда в городе не имеет право строить здания выше башен Девы Марии!  ( 1525 год – год окончания строительства)

В общем, так это и стало изюминкой города. Средневекового города в церквями в стиле готики и двумя игривыми башенками с восточными куполами, увенчанных бубочками возле главной ратуши.

Самое интересное в том, что 21 век на дворе,  небоскребы и технологии. А все здания в Мюнхене остаются ниже собора Девы Марии в соответствии с указом!  И никто не может построить ничего выше! Тогда в 2004 г мэр призвал всех на референдум, на котором вкратце изложил – 21 век, небоскребы, бла-бла, земля дорогая, закону 500 лет, давайте отменим.  Результат референдума – НИ ФИГА!  Мы тебя, конечно, мэр сильно уважаем, но закону 500 лет, нам он нравится и не тебе решать. Баста. Ну, видимо, тот страх, что с куполами перед Девой Марией как-то неудобно получилось, еще полностью не выветрился.

И так и по-прежнему все строится в соответствии с тем законом. Как и с законом о чистоте пива.  Вот же ж люблю немецкую надежность!  :)

Мюнхен – город искусств. Огромное кол-во музеев, пинакотека, театров…

Прикоснуться  к  этому городу  поверхностно,  это как один раз лизнуть конфетку.

Вообще-то рассказы о королях Баварии сильно  впечатлили.

Король Людвиг 1  был покровителем искусств.

Он считал, что мир спасет красота. И, что, если простолюдины смогут видеть вокруг себя красоту,  иметь возможность видеть красивые картины, скульптуры,   архитектуру,  они наверняка  станут хотеть быть лучше и красивее душой, захотят учиться и развиваться.

Не знаю, как там простолюдины красивели душой в тот период, но король-идеалист был известен тем, что всю свою жизнь проходил в залатанном сюртуке, потому что все деньги уходили на постройки музеев, покупки картин и скульптур.  Не для себя. Для бедных. Король строил прекрасные дворцы и отдавал их под музеи,  которые были общедоступны и бесплатны.  Один из музеев – музей красивых женщин. Он дал задание придворным живописцам писать портреты красивых женщин страны, любых, от баронессы до крестьянки. И сделал музей. Для всех.  А щаз чем президенты, извините мою толерантность, занимаются?

Король Людвиг 2, названный сказочным королем, королем-романтиком, имеет легендарную и невероятную историю жизни. История совершенно сумасшедшая –  любовь, война, сказки, замки, средние века,  под классическую музыку Вагнера с трагическим концом при невыясненных обстоятельствах,  как и положено сумасшедшей истории.  Ее стоит почитать, я просто добавлю информацию из Википедии об этом в  конце моих заметок, если кому интересно будет.   Да, и тот замок Нойшванштайн мы  видели. Он и правда, немного сумасшедший, хоть и задумывался как  средневековая сказка, вкратце  –  мешанина и каша всего. С дизайнерами по интерьеру, видимо, было туго  Но каждая вещь по-отдельности  – удивительной красоты. Как и сам замок снаружи.

(Картинки из инета)

Дорога к замку от Мюнхена была долгой, мы ехали через предгорья Альп.

Это было красиво. Нет, не так. Это было завораживающе прекрасно!

Снег, поля, леса.  Почему-то совсем не такие, как у нас. Они были как нарисованные в китайской акварели. Каждый стоп-кадр можно было вешать на стену как совершенную картину.  И я поняла,  почему здесь так  красиво даже в крошечных городках. Они живут среди красоты, они ее чувствуют.

В Германии есть такой туристический маршрут  – “Романтическая дорога”. Она проходит через множество маленьких городков и поселков, очень живописных, в предгорьях Альп.

Маршрут на несколько дней. Нужно взять машину, и ехать, останавливаясь в городках, любуясь самыми интересными местами Баварии.  Думаю, это как раз из того списка, что хотелось бы сделать в жизни. После дерева, сына и книги, конечно.


Информация из инета о жизни и смерти легендарного короля Людвига

ТАЙНА ГИБЕЛИ КОРОЛЯ БАВАРИИ
(о ч е р к, источник-интернет)

Среди обитателей Альп бытует легенда, известная как «Проклятье русалки». 
Молодой рыбак удил рыбу с лодки, плавая по озеру. Обольстительная водяная фея решила завлечь юношу и стала звать его на помощь, будто попала она в рыбацкие сети. Рыбаку показалось, что тонет кто-то из деревенских жителей, и направил на крик свою лодку. Девушка ухватилась за весло и попыталась вскарабкаться на борт. Тут спаситель увидел, что у девушки вместо ног в лунном сиянии блестит чешуйчатый рыбий хвост. Он бросил весло и, управляя вторым, поплыл к берегу. 
– За то, что ты не помог мне, никогда тебе не вернуться домой! – крикнула русалка, скрываясь под водой. 
Юноша не обратил внимания на проклятие русалки. Вдруг солнце скрылось, налетел вихрь, и разразилась буря. Лодку унесло далеко от берега. 
Тихими вечерами над прибрежным тростником повисает туман и запоздалый путник слышит доносящийся с озера чуть слышный плеск. Это проклятый русалкой рыбак пытается одним веслом причалить лодку к берегу. Но все его усилия тщетны – лодка стоит на месте. Юноша никогда не вернется домой.

Так и вся жизнь короля Баварии Людвига II была похожа на альпийскую легенду. Всеми силами он пытался выплыть из унылых будней в мир своих грез и фантазий, но неумолимые законы и требования реальности возвращали его на грешную землю. 
Людвиг происходил из баварского монаршего рода Виттельсбахов и был, пожалуй, самым знаменитым и овеянным легендами правителем южной части Германии. Уже само его рождение было объявлено чудом. Родился Людвиг в королевской резиденции Нимфенбурге неподалеку от Мюнхена 25 августа 1845 года в половине первого ночи. В тот же день и час в 1786 году, то есть за сто лет до смерти самого Людвига, родился его дед Людвиг I. Некоторые, правда, считают, что таким чудесным совпадением Людвиг обязан своим родителям: отцу – кронпринцу Максимилиану (будущий король Баварии Максимилиан II) и матери – прусской принцессе Марии, дочери принца Фридриха Вильгельма Карла, которые скрывали факт рождения наследника несколько дней. В 1848 году, в год восшествия на престол Максимилиана, у Людвига родился брат Отто. Венценосные родители мало интересовались детьми и лично почти не занимались их воспитанием. Со стороны отца воспитание сводилось лишь к наказаниям. Лучшим воспитательным средством считалась порка. Причем Максимилиан II полагал унизительным, что его детей будут сечь вассалы и оставил эту обязанность за собой. В общем, воспитывались мальчики в спартанских условиях. Они должны были рано вставать, большую часть своего времени проводили за уроками, не получали никаких сладостей, очень мало денег на карманные расходы, не имели друзей среди сверстников. Целью такого воспитания было приучить принцев к умеренности и простоте. 
Людвиг неплохо учился, но не во всех областях знания он был одинаково прилежным. Еще ребенком, играя в кубики, он проявлял большой архитектурный талант. Будущий король обладал романтическим и мечтательным складом характера, обожал музыку, природу и поэзию, и совершенно не готовился к управлению страной. При этом юноша был хорошим спортсменом, он прекрасно плавал, был лихим наездником. Создавалось впечатление, что Людвиг готовит себя к карьере рыцаря, а не монарха. Не мудрено – ведь его детство прошло в замке Гогеншвангау. С этим местом связан один из самых известных сюжетов из куртуазной литературы. В средние века баварские менестрели воспевали подвиги «Лебединых рыцарей», совершенные в этих краях во славу Святого Грааля, чаши, в которую была собрана кровь Спасителя. Знаменитый минезингер Вольфрам фон Эшенбах в романе «Парцифаль» рассказывает о лебедином рыцаре Лоэнгрине, посланце Парсифаля, рыцаря Святого Грааля. Лоэнгрин приплывает на лодке, влекомой Белым Лебедем по лебединому озеру, на помощь Эльзе, герцогине фон Брабант. Он спасает ее, но должен скрывать свое имя. Случай открывает его имя, и Лоэнгрин должен вернуться к Святому Граалю. 

Исторический замок Гогеншвангау был построен шванриттерами в XII веке между двух горных озер – Шванзее (Лебединое озеро) и Альпензее (Альпийское озеро). Замок постепенно разрушался, особенно пострадав во время наполеоновских войн 1800-1809 годов. Романтически настроенный отец Людвига, принц Максимилиан, купил руины в 1832-1836 годах и устроил в замке свою летнюю резиденцию, жемчужину немецкого романтизма. Таким образом, молодой принц Людвиг с детства был окружен легендами и лебедями. 
В 1864 году в возрасте восемнадцати с половиной лет после смерти отца Людвиг унаследовал трон. Когда во время коронации он предстал перед подданными, народ ахнул: Людвиг был писаным красавцем почти двухметрового роста, с черными, вьющимися волосами и голубыми глазами. Баварцы тут же окрестили его «сказочным принцем». В этот день, преисполненный гордости Людвиг написал в своем дневнике «Я король!». Сначала с похвальным усердием он выполнял свои обязанности: совещался с министрами и государственными секретарями, проводил аудиенции, добросовестно, хотя и неумело правил государством. Австрийский посланник граф Бломэ отмечал, что «о политических делах, особенно касающихся современного положения дел, молодой король знает еще меньше, чем этого можно было ожидать, принимая во внимание его юный возраст». Конечно, со временем молодой король мог бы приобрести опыт, однако юноше быстро надоела всякая политическая деятельность, она стала раздражать его. Известный теолог того времени Игнац фон Деллингер писал: «Наш король постоянно живет в мире фантазий, поэзии, музыки, драмы. Он ничего не хочет знать о прозе жизни». 
Уже через два года после коронации назрела война с Пруссией. Людвиг всячески старался избежать войны. Ради этого он даже готов был отказаться от престола. Но война все же началась и продолжалась всего три недели. Бавария вместе с другими членами Германского союза была наголову разбита прусской армией, понесла большие потери и обязалась выплачивать Пруссии репарации в размере 154 миллионов марок. В 1870 г. грянула вторая война, которую Людвиг так же страстно хотел избежать, как и первую, и так же вынужден был принять в ней участие. По условиям мирного договора Бавария должна была воевать против Франции на стороне Пруссии. Франция была разбита. 
После триумфа Пруссии Людвиг из соображений политического расчета был вынужден написать свою просьбу королю Вильгельму I – стать кайзером всей Германии. Этот шаг приводит Людвига в полное отчаяние. «Какой горе, – пишет он, – что именно я правлю в то ужасное время, когда в интересах Баварии необходимо принести эту мучительную жертву». 
Торжественное провозглашение Вильгельма I императором объединенной Германской империи происходило в зеркальном зале Версальского дворца. На церемонии присутствовали все немецкие князья и аристократия – не было только короля баварского.

КОРОЛЕВСКАЯ МУЗА

Людвига больше политики занимала музыка. Когда наследнику баварского трона было шестнадцать лет, в его жизни произошло событие, во многом определившее его судьбу: 2 февраля 1861 года он присутствовал на представлении оперы знаменитого немецкого композитора Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Музыка Вагнера потрясла его, и с той поры он стал страстным поклонником композитора и коллекционером его произведений. Очарование у Людвига рыцарской культурой было так велико, что даже отсутствие музыкального вкуса не помешало ему разглядеть в работах Вагнера воплощение своих романтических грез. Не случайно его учитель музыки назвал день, когда он дал кронпринцу последний урок игры на пианино, счастливейшим днем в своей жизни. Да и Рихард Вагнер тоже утверждал позже – король был абсолютно немузыкален. Однако отсутствие музыкального дара не помешало Людвигу после вступления на престол послать своего секретаря за композитором, который скитался вдали от родины, скрываясь от своих кредиторов. 4 мая 1864 года встреча состоялась и имела далеко идущие последствия для обоих. Вечером того же дня Вагнер писал своему другу, доктору Вилле: «К сожалению, король такой блестящий, такой благородный, такой эмоциональный и изумительный, что я боюсь, как бы его жизнь не пропала, как ручеек в песке, в этом жестоком мире. Мне так везет, что я просто раздавлен; только б он жил…» 
Молодой король с любовью и восхищением пообещал своему кумиру взять на себя все низменные финансовые заботы. Людвиг сделал его своим протеже, построил ему роскошный дом и взял на себя все материальные заботы. Он собирался даже построить для него великолепный театр на высоком берегу реки Изар стоимостью в 6 миллионов гульденов. Отныне Вагнер мог всецело заняться творчеством, не отвлекаясь на добывание хлеба насущного. Король видел Мюнхен музыкальной столицей Германии, чем-то вроде немецкой Вены. Здесь он создал музыкальную школу и решил построить новый оперный театр, оборудованный в соответствии с требованиями вагнеровских опер. Но вскоре его планы натолкнулись на противостояние правительства, собственных родственников и жителей Мюнхена. В Мюнхене Вагнера не любили и дружбу императора с ним не поощряли. За Вагнером в молодости водились карбонарские грешки, а революционный дух был ненавистен баварским бюргерам. Газета «Баварский курьер», орган аристократии и духовенства, в частности, писала: «Наименьшее зло, которое этот чужак принес в нашу страну, можно только сравнить – имея в виду его ненасытный аппетит – с нашествием саранчи. Этот платный сочинитель, этот революционер, который в 1848 году во главе банды головорезов хотел взорвать королевский дворец в Дрездене, теперь хочет изолировать короля и эксплуатировать его для своих революционных идей». 
Кабинет министров, обеспокоенный мотовством Вагнера и его постоянной потребностью получать от короля финансовую поддержку, саботировал проект короля. Полтора года Людвиг мужественно противостоял возмущению парламента и народных масс. В конце концов, он был вынужден уступить и попросить Вагнера покинуть Мюнхен, что стоило ему невыразимых моральных мучений. Этого предательства мюнхенцев Людвиг до конца не мог простить им. Он возненавидел Мюнхен настолько, что хотел перенести столицу в Нюрнберг. Тогда-то и началось взаимное отчуждение короля и парламента, с годами все углублявшееся и приведшее к катастрофе. 
10 декабря Вагнер уехал в Швейцарию. Но их дружба продолжалась до самой смерти композитора в 1883 г. Король продолжал поддерживать Вагнера материально, навещал его в Швейцарии.  Накануне войны с Пруссией в 1866 году Людвиг, не доверяя своему правительству, тайно покинул Мюнхен и поехал к Вагнеру за советом. Через два дня король вернулся, отказался от идеи отречься от престола и объявил мобилизацию. Вагнер иногда приезжал на Розовый остров, присутствовал на премьере «Миннезингеров» в мюнхенском театре. В 1872 году композитор переехал в Байрейт и здесь же через четыре года завершил главный труд своей жизни – «Кольцо Нибелунгов». Людвиг не раз с гордостью повторял, что он первый разглядел и дал миру композитора, которого теперь превозносит весь свет.
Конечно, баварский король подарил миру не только гениального немецкого композитора, но и вдохновил на широкомасштабные произведения не менее гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского. В 1866 году Чайковский переезжает в Москву, где начинает преподавать в Московской консерватории. Там он знакомится с профессором Карлом Клиндвортом, другом Рихарда Вагнера. В 1875 году Чайковский получает заказ от заведующего репертуаром императорских театров Москвы написать романтический балет. Петр Ильич принял самое живое участие в создании либретто нового балета, требуя, чтобы сюжет был обязательно средневековый и фантастический. Ориентируясь на вагнеровского «Лоэнгрина» и слышанные от Клиндворта истории о сказочном «лебедином» короле, хотя в то время вся Европа говорила о Людвиге II Баварском, Чайковский решил назвать новое сочинение «Озеро лебедей». Но воспеть Лебединое озеро, не побывав там, композитор не мог. Премьера «Кольца Нибелунгов» в Байрейте была главным событием года, и Петр Ильич в 1876 году едет в Баварию… 
Для спектакля Людвиг построил не только театр, но и железную дорогу, по которой зрители могли прибывать на премьеру. «Кольцо Нибелунгов» поражало своим размахом. Опера шла четыре дня – сам Людвиг вместе с Вагнером слушал и смотрел ее без публики с 6 по 9 августа. Чайковский приехал накануне первого публичного представления – 12 августа. Его встретил старый друг Карл Клиндворт. Через несколько дней он организовал встречу Чайковского и Вагнера. Встреча прошла в доме Вагнера, в глубине сада. На фасаде дома Чайковский прочитал: «Здесь, где покой нашли мои мечты, мечты покой я назову тебя, мой дом…» По возвращению в Россию Чайковский пишет первый русский национальный балет на симфоническую музыку «Лебединое озеро». После смерти короля-лебедя Петр Ильич обратился к Мариусу Петипа с предложением поставить балет в новой редакции в Петербурге на сцене Мариинского театра. Петипа с радостью согласился. Но осуществить постановку смог только после смерти композитора, случившейся в ночь с 24 на 25 октября 1893 года. Как ни странно, но, по официальной версии, Чайковский умер от стакана сырой воды…

НЕУДАЧНАЯ ПОМОЛВКА

Между баварским королем и знаменитым композитором существовала еще одна связь – их обоих подозревали в нетрадиционной сексуальной ориентации. Поведение Людвига II давало подданным повод для подобных размышлений. В молодости Людвиг был очень хорош собой: стройный, гибкий, высокого роста (1м. 91см.), с величественной осанкой. Его пышные темно-каштановые волосы всегда были тщательно завиты и уложены в искусную прическу, он был всегда сильно надушен. Но особенно поражали его глаза – огромные и мечтательные, современники утверждали, что цвет глаз короля менялся в зависимости от расположения духа правителя, от светло-голубого до черного. Ничего удивительного, что женщины души не чаяли в молодом красавце. Но самого короля женщины занимали мало, он вел себя с ними галантно и благосклонно, флиртовал с некоторыми актрисами. В течение всей его жизни его связывала дружба с австро-венгерской императрицей Елизаветой, более известной под именем Сиси, но дальше платонических отношений дело не заходило. 
Но король был обязан иметь потомство. Подданные ждали, когда же он, наконец, женится на прекрасной принцессе и у них родятся дети. Наконец, король, как ему показалось, увлекся герцогиней Софией-Шарлоттой и в январе 1876 г., после придворного бала, несколько опрометчиво и поспешно сделал ей предложение, в чем скоро начал раскаиваться. Людвиг боялся своей женитьбы и неоднократно переносил дату свадьбы. В конце концов, разгневанный отец невесты поставил ему ультиматум: если король не согласен жениться на его дочери 28 ноября, то он расторгнет эту помолвку. Людвиг с радостью ухватился за этот предлог. Он пишет в письме своей невесте: «Твой жестокий отец разлучил нас», после чего с облегчением выбросил бюст Софии-Шарлотты в окно. При этом он галантно утешал свою невесту, что если по прошествию года она не найдет себе другого жениха, то не исключено, что он все же женится на ней. София-Шарлотта, однако, не воспользовалась столь великодушным обещанием и вскоре вышла замуж. 
Король воспринял ее свадьбу как освобождение от кошмара. В своем письме к Рихарду Вагнеру он писал, что чувствует себя выздоровевшим от смертельно опасной болезни. Таков был счастливый исход королевской помолвки. Народная молва приписывала связь Людвига с его любимым композитором, но это, по-видимому, только досужие вымыслы или происки недоброжелателей. Ведь всем известна крайняя антипатия Вагнера к евреям и гомосексуалистам. 
После войны с Францией ради создания «Священной Римской империи германского народа», а именно такая средневековая идея жила в головах большинства немцев, Людвиг поступился суверенитетом Баварии. Но объединенная Германия не оправдала его надежд, и он стал строить свою виртуальную империю и в качестве компенсации за разочарование в реальности брал прусские деньги. Баварский король полностью устранился от правления и погрузился в мир своих фантазий. Только там он мог ощущать себя могущественным монархом. Его идеалами были французские короли Людовик XIV и Людовик XV, и он подражал им – копировал их одежду, покупал безумное количество книг о жизни французского двора того времени, в своем придворном театре он желал видеть только те спектакли, от «которых веет духом Версаля». Сразу же после поражения в войне с Пруссией на фоне этой национальной катастрофы Людвиг начал воплощать романтическую мечту своей жизни, которую лелеял со времен воспитания в замке Гогеншвангау – строительство замков в Баварских Альпах. Всего их за его жизнь было построено три – Линдерхоф, Нойшванштайн и Херренхимзее, в которых король прятался от людей и проводил время в блаженном одиночестве. Большую часть дня король спал, просыпаясь ближе к ночи, чтобы максимально избежать встреч с другими людьми. Он строил свои дворцы исключительно для себя и не стремился их никому демонстрировать. В своих дворцах он жил в мире призраков. Обедая один, он приказывал накрывать стол на 3-4 персоны и беседовал во время своей королевской трапезы с духами представителей династии Бурбонов и мадам Помпадур и был счастлив. 
Линдерхоф – был его любимый замок, настоящий маленький Версаль. Даже спальня в этом замке, как и спальня «короля-солнца» Людовика XIV, была расположена и устроена так, что в окнах никогда не заходило солнце. Посреди обеденной залы находился «столик, накройся!» – обеденный стол, который благодаря особому механизму мог спускаться вниз, в кухню, где слуги полностью сервировали его, затем, уже накрытый, стол снова поднимался в королевскую столовую. Таким образом, никто не нарушал уединения короля и не прерывал его мечтаний. Однако это не было оригинальной выдумкой короля, такие столики были еще в ходу во Франции при дворе Людовика XV. Людвиг II лишь воспользовался идеей своего кумира.

КОРОЛЬ В ИЗГНАНИИ 

Людвиг все больше впадает в мизантропию. Вся избыточная, вычурная роскошь Линденхофа была рассчитана на одного-единственного человека – Рихарда Вагнера, но тот так ни разу и не побывал в «баварском Версале». Король коротал дни в полном одиночестве, если не считать нескольких слуг, слушал музыку Вагнера в исполнении первоклассных оркестров и оперных коллективов в специально для этого вырубленном в скале театре-гроте или катался на лодке по искусственному озеру вблизи. Он все больше отходил от государственных дел, погружаясь в созданный для себя идеальный романтический мир. Вскоре у него вовсе не осталось близких ему людей. С матерью у Людвига также никогда не было теплых отношений, ни в детстве, ни в зрелом возрасте. С годами он даже возненавидел мать и называл ее не иначе как «вдова моего предшественника». 
Король избегал и публичные театры: «Я хочу быть зрителем, а не объектом созерцания». А больше всего на свете Людвиг ненавидел людскую толпу. «Неужели народ не может выражать свою любовь к королю как-нибудь по-другому, не ползая перед ним и не крича все время», – сетовал он. – Для меня невыносимо, когда тысячи людей пялятся на меня, я не могу постоянно улыбаться и расточать приветствия, задавать вопросы, которые меня совершенно не волнуют и выслушивать крайне неинтересные ответы на них». Король всячески сторонился публичных мероприятий, отговаривался от присутствия на них зубной болью и головокружениями. Он убегал из Мюнхена в свои охотничьи домики или дворцы, где наслаждался природой и погружался в сказочный мир своих фантазий. 
Безусловно, Людвиг был странным человеком. Достаточно вспомнить, какие приказы он отдавал, когда был в ярости. Тут были и удары розгами, и требование «заковать в цепи» и даже «утопить в озере». Уже в детстве у принца наблюдались вспышки гнева. Однажды он чуть не повесил своего маленького братишку Отто, обвинив его в нарушении субординации. К счастью, взрослым удалось предотвратить «казнь преступника». Доподлинно известно, что его привлекало творчество Захер-Мазоха, который описал свою таинственную встречу с королем в рассказе «Приключение с Людвигом II». 
Начиная с 1880 г. резко ухудшилось финансовое положение страны, в 1884 г. государственный долг составлял 7,5 миллионов марок. Окружение короля было в отчаянии, в газетах появлялись хлесткие комментарии по этому поводу, народ озадаченно качал головой, но короля все это абсолютно не волновало. Он поручил министру решать все проблемы по урегулированию финансовой политики и требовал средств на дальнейшее строительство замков. Министры заявляли Людвигу, что частные предприниматели отказывают в помощи, средства из бюджета могут быть получены только при согласии ландтага. Кредиторы же готовы обратиться в суд. Они предлагали королю прекратить строительство и быть более разумным в своих расходах. Но король даже слышать об том не хотел. У него были далеко идущие планы – рыцарский замок Фалькенштайн и китайский дворец в Тироле, который должен был стать копией пекинского императорского дворца. Король задумал сам решить свои проблемы: выпороть негодного министра финансов и послать верных людей в крупные города Европы с целью ограбления банков. Деньги должны были пойти на новое строительство. «Верные люди» предали своего короля, потратив выданные деньги на личные нужды и сообщив, что задуманный план сорвался по независящим от них обстоятельствам. 
Недовольство в стране росло, среди двора и министров циркулировали слухи о психическом нездоровье короля. Его поведение многим казалось странным и болезненным, поговаривали о необходимости отречения Людвига. Психически болен был и младший брат короля Отто, случаи душевных заболеваний были нередки и у Гогенцоллернов, семьи матери короля. Это укрепляло подозрения о помрачении рассудка Людвига II. Пока эксцентричность короля была безобидна и даже играла на руку кабинету министров, ее никто не замечал. Однако нынешнее поведение короля, по мнению придворных, становилось подлинным бедствием для страны, и короля необходимо было отстранить от правления. Одного решения кабинета министров было для этого недостаточно, согласно баварской конституции, необходимо также официальное заключение о том, что король в силу каких-то обстоятельств, имеющих место уже длительный срок (более года), не может управлять страной. И такое заключение было получено. 
В результате успешного заговора, во главе которого стоял премьер-министр Лутц, король был объявлен недееспособным. Профессор Бернхард фон Гудден, крупнейший немецкий психиатр того времени, и консилиум из трех врачей пришли к выводу, письменно зафиксированному 8 июня 1886 года, что «Его Величество болен паранойей в тяжелой форме». Болезнь сильно запущена и едва ли излечима. Прогноз не будущее – неутешителен: по словам врачей, положение будет только усугубляться. Слабым местом медицинского заключения было то, что основывалось оно только на свидетельских показаниях. Врачи не обследовали самого короля, тот вряд ли допустил бы подобный осмотр. 
9 июня 1886 года над королем была установлена опека, правление страной брал на себя баварский принц Леопольд – дядя короля Людвига II. В тот же день в замок Нойшванштайн прибыла комиссия, которая должна была освидетельствовать короля и доставить его в замок Берг, где ему предстояло жить под присмотром врачей. Но комиссии не удалось выполнить свою миссию, ее не пустили в замок. Более того, король послал вслед за ними своих жандармов, чтобы арестовать бунтовщиков. В порыве гнева Людвиг даже отдал приказ выколоть им глаза и заживо снять с них кожу. Разумеется, распоряжение это выполнено не было.

ВНЕБРАЧНЫЙ СЫН МАКСИМИЛИАНА

В изгнание в Берг возле озера Штарнберг Людвига проводил все тот же фон Гудден. Он же сообщил ему решение консилиума из четырех медиков. «Как вы можете объявить меня психически больным, если вы никогда не освидетельствовали меня?» – спросил Людвиг. На что придворный врач ответил: «Ваше величество, в этом нет необходимости. Мы обладаем информацией, которая нам дает достаточно доказательств». 
13 июня 1886 года в  шесть часов вечера Людвиг и Гудден вышли на короткую прогулку по парку без телохранителей – в последнюю минуту от их услуг отказался врач. Спустя несколько часов их тела нашли в озере. Остается тайной, что же произошло на самом деле, при каких обстоятельствах погиб «сказочный король»? Было это убийством или самоубийством? – следствие так и не установило. Оба были в сюртуках, шляпах и с зонтиками, что исключало намерение искупаться, да погода в тот день едва ли вообще располагала к прогулкам. Вскрытие тоже не пролило свет на причины гибели короля. Тело и лицо Людвига не были повреждены, за исключением ссадины на колене, лицо Гуддена было расцарапано, правый глаз подбит. Карманные часы короля остановились в 18 часов 45 минут. Тела были найдены совсем близко от берега. 
Это событие породило множество слухов. Людвиг был отличным пловцом, что делало версию несчастного случая маловероятной. Официальным источникам выгодно было поддерживать версию безумия и самоубийства. Людвиг часто заявлял, что готов свести счеты с жизнью, да и обстоятельства последних дней едва ли можно назвать радостными. Существует версия сердечного приступа. Король вел в последние месяцы мало подвижный образ жизни, весил почти двести килограммов. Предполагается, что Людвиг хотел совершить побег и переплыть озеро. Но борьба с врачом, пытавшимся помешать королю, и остановка сердца помешали этим планам. Эта версия содержит много изъянов. Шестидесятичетырехлетний врач хлипкого телосложения и ростом 160 сантиметров никак не мог совладать с сорокалетним Людвигом, ростом под два метра. Кроме того, в момент вскрытия тела опального монарха, при котором присутствовали двенадцать врачей, документально зафиксировано, что сердце у него было абсолютно здоровым, и он не мог утонуть из-за его внезапной остановки. 
Есть версия, что до прогулки король был опоен наркотическими средствами и просто рухнул на берегу озера. По словам свидетелей, врач намеренно отослал санитара, который обычно сопровождал короля на прогулках. Когда Гудден стал оттаскивать тело на глубину, от холодной воды Людвиг пришел в себя, и началась борьба, следы которой и обнаружили спасатели. Но зачем психиатру было убивать короля?.. 
По мнению почитателей баварского короля, в те дни Людвига из ссылки хотела вызволить его давняя подруга австро-венгерская императрица Елизавета. С этой целью она направила к замку Берг группу надежных людей. Об этом стало известно регенту Луитпольду, дяде короля, который распорядился ликвидировать племянника. Но эта история не подтверждена документально. Интересно, что жизнь знаменитой принцессы Сисси также оборвалась у озера. 10 сентября 1898 года на набережной Женевы ее заколол заточенным напильником итальянский монархист Луиджи Лучени.

Еще более невероятным кажется другое объяснение убийства Людвига. Оказывается, он не только вел расточительный образ жизни и совершенно опустошил государственную казну, но и вдобавок, не был сыном короля Максимилиана II. Утверждается, что в 1835 году Максимилиан отправился покутить в Будапешт, где заразился триппером. Эта болезнь в то время считалась неизлечимой, а значит, он лишился возможности иметь наследника. Тогда Максимилиан заставил придворного камердинера, итальянца по происхождению, Йозефа Тамбози, время от времени исполнять вместо себя свои супружеские обязанности. Ну а чтобы королева Мария ничего не заподозрила и не обнаружила подмены, в эти вечера он напаивал ее вином. Но в этом случае тогда следует признать, что и брат Людвига – Отто – тоже происходил не из рода Виттельсбахов. 
Самая оптимистическая версия утверждает, что король вовсе не погиб, а благополучно переплыл озеро и уехал на Балканы, где и жил в дальнейшем. Вместо тела Людвига была похоронена восковая кукла. Эта теория абсолютно фантастична, но почему бы легенде о трагической жизни сказочного короля не иметь счастливый конец? Людвиг II пользовался и до сих пор пользуется необычайной популярностью среди баварцев. И сегодня в день его рождения устраиваются празднества, существуют общества памяти короля Людвига II, более 60 клубов его почитателей, при этом более половины этих клубов и обществ возникли уже после Второй мировой войны. Многие баварцы убеждены, что более великолепного короля не было нигде и никогда. 
Иногда это почитание доводит людей даже до безумства. В 2003 году на месте гибели баварского короля, обходчик озера обнаружил тело мужчины, которое плавало недалеко от берега. Вытащив тело на берег, он попытался вернуть человека к жизни. И это ему удалось, на какое-то время мужчина очнулся. Затем обходчик по мобильному телефону вызвал скорую помощь. Вновь потерявшего сознание мужчину доставили в клинику, где он и скончался. Следствие установило, что это был 47-летний житель города Гота. На берегу был обнаружен его рюкзак, набитый копиями различных документов и фотографий, связанных с деятельностью Людвига II. Также установлено, что он пытался повеситься на дереве в том месте, где утонул «сказочный король». Но веревка оборвалась. Тогда, как считает следствие, несчастный принял большую порцию снотворного и бросился в озеро. В прощальном письме, которое лежало в сумке, он просил никого в своей смерти не винить и сообщал, что счеты с жизнью решил покончить именно на том месте, где оборвалась жизнь горячо почитаемого им Людвига II. Именно с этой целью он и приехал в Баварию из соседней Тюрингии. 
Сейчас на месте гибели Людвига II в Штарнбергзее установлен деревянный крест. Каждый год в день смерти короля его почитатели украшают крест венком. У портрета короля в часовне, построенной в память о нем в дворцовом парке Берга, круглый год стоят живые цветы. Стоят цветы и горят свечи и у саркофага короля в церкви Святого Михаила в Мюнхене. В 1982 году в Линдерхофе был установлен памятник Людвигу II. Южная Германия и по нынешний день хранит наследство своего знаменитого эксцентричного правителя.

up up
Jan  /  Feb  /  Mar  /  Apr  /  May  /  Jun  /  Jul  /  Aug  /  Sep  /  Oct  /  Nov  /  Dec
Jan  /  Feb  /  Mar  /  Apr  /  May  /  Jun  /  Jul  /  Aug  /  Sep  /  Oct  /  Nov  /  Dec
Jan  /  Feb  /  Mar  /  Apr  /  May  /  Jun  /  Jul  /  Aug  /  Sep  /  Oct  /  Nov  /  Dec